Рассказ ловца крабов о работе в море

Я родился и большую часть жизни прожил на полуострове Камчатка, где из-за географических особенностей наибольшее распространение в сферах деятельности, получила рыбная отрасль. После демобилизации из рядов вооруженных сил в 1992 году, недолго думая устроился в одну из ведущих на Камчатке рыбопромышленных кампаний «Акрос».

kamchatka-rabota-na-sudne

Порт на побережье камчатки

Работа на рыболовецком судне

3 года работал судовым электриком. Специальность эту получил еще до армии, окончив СПТУ. Ходил в море на старых, маленьких судах типа РС-300. Пароходики эти работали преимущественно в прибрежной зоне, за границу не ходили. Работа на них тяжелая, довольно опасная. В летних рейсах, во время тресковых экспедиций в Беринговом море, работали весь световой день, а именно по 23 часа в сутки. Бытовые условия на этих судах неважные. Из-за отсутствия опреснителей ощутима нехватка пресной воды. По этой причине, мыться приходилось забортной, соленой водой, которая нагревалась системой охлаждения главного двигателя (того что приводит во вращение гребной винт). Мылся экипаж во время переходов судна, не менее 5 часов. А так как, такие переходы во время рыбалки очень не выгодны из-за потери промыслового времени, то случаются они не часто. По этому банные дни превращались, чуть ли не в праздник. Ну и зарплата на этих судах была невысокая, ни как не соответствующая труду.






Рыболовное судно на горизонте

Рыболовное судно на горизонте

Все это перечисленное поставило категорию судов РС в разряд «Черной Сотни». Работать на них шли неохотно. Часто инспектора отдела кадров посылали на РС-ы проштрафившихся « залетчиков», людей у которых не было особого выбора. В штате судов, которая имела наша организация, должность судового электрика была только на РС-ах, а так как работа на них была неперспективной, через 3 года я перешел на должность матроса.

Работа на промысле крабов

Матросом можно было устроиться на любое судно, в том числе ходящее за границу. Я работал на судах разного типа. Один из самых трудных промыслов, в море это ловля крабов. Этот деликатес добывают при помощи вереницы ловушек, которая называется «крабовым порядком». Процесс ловли включает в себя 2 процедуры – постановка порядка и выборка. Всего на борту у нас было около десяти порядков. В 6 утра подъем, быстро попить чаю с бутербродом и выборка порядка. Выбрали — постановка. Поставили — выборка. Отбой в час… два ночи. И так четыре с половиной месяца.








Ловля крабов в Беринговом море

Ловля крабов в Беринговом море

Однажды во время постановки порядка меня зацепила уходящая за борт ловушка и потащила за собой. Спасло чудо или реакция. Я схватился рукой за борт, ловушка отцепилась и ушла в море, перебросив меня через борт. Повисев на одной руке за бортом, я вылез на палубу, присел на корточки и закурил.

Ловля крабов

Ловля крабов

Помню единственное чувство в тот момент. Обида. Только непонятно на что. И мысль – Блин, не хотел же идти в этот рейс! Как чувствовал. В общем, повезло тогда.

Проработав матросом лет десять, я решил перейти в командный состав, для чего поступил в университет на заочное отделение по специальности «морское судовождение» , в просторечии на штурмана. После долгих мытарств, связанных с тем, что очень трудно ходить в море и одновременно учиться, закончил Универ и стал судоводителем … Но это другая история…

Видеоролики  о профессиональном промысловом лове краба

Комментариев

  1. By Рыбус Налимович

    Ответить

  2. By Евгений

    Ответить

    • By big-kukan

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *